Вышедший на экран в 1982 году, телебалет «Анюта» встретил редкий для этого жанра успех у публики, который вскоре был подкреплён и профессиональными наградами. В том же году фильм был удостоен приза «Интервидения» на международном фестивале телефильмов «Злата Прага», а в 1984-м – Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Благодаря этому беспрецедентному успеху ход вещей поменял традиционный порядок: обычно экранизировались успешные спектакли, а тут проложила себе дорогу на сцену удачная «экранизация». Мировая премьера балета «Анюта» состоялась в Неаполе в театре Сан-Карло 21 января 1986 года, а менее чем через полгода, 31 мая, премьера прошла и на сцене Большого театра.
Для того, чтобы подобная «трансформация» стала возможна, над балетом была проделана большая дополнительная работа. На экране «Анюта» изобиловала крупными планами, использовался преимущественно принцип «монтажной хореографии», изобретённый хореографом-постановщиком и режиссёром Владимиром Васильевым и автором либретто и режиссером Александром Белинским.
Валерий Гаврилин балета под названием «Анюта» никогда не писал. Музыка была сложена из ранее написанных им сочинений. Сценическая «полнометражная» версия получила дополнительную музыку, а вместе с ней – и новые сцены, и новых «лиц».
За монотонную повседневность жизни маленького провинциального городка, запечатлённого в чеховском рассказе, в спектакле отвечает кордебалет, вобравший в себя эпизодических персонажей, наделённых характерными чертами и отмеченных яркой актёрской индивидуальностью.
Но в самой полной мере свои актёрские дарования получили возможность проявить исполнители ведущих партий: харизматичная хрупкая главная героиня – Екатерина Максимова, трогательно беззащитный Петр Леонтьевич, её отец, – Владимир Васильев, «винтик» механизированной государственной машины, чиновник-«домостроевец» и отчаянный лизоблюд и подхалим, муж Анюты Модест Алексеевич – Гали Абайдулов (Сан-Карло), Михаил Цивин (Большой театр), лихой дамский угодник Артынов – Михаил Лавровский и «себе на уме» Его сиятельство – Александр Грещенко (Большой).
В круг главных персонажей и на экране, и на сцене был введён отсутствующий в рассказе Чехова Студент – лирический герой, с которым героиню связывало подлинное чувство и который обеспечивал присутствие такого немаловажного компонента балетной постановки, как любовное адажио. На премьере в Большом эту партию танцевал Валерий Анисимов.
Чеховская безнадежная интонация, будучи «трансформирована» в музыку Гаврилина и хореографию Васильева, смягчилась и приобрела оттенок светлой печали. О том, что авторы снисходительны к слабостям главной героини и до известной степени сопереживают ей, говорит само название опуса: «Анна на шее» превратилась в «Анюту».
При этом образ «Анны на шее» – ордена, который вожделеет Модест Алексеевич, разумеется, фигурирует в оформлении спектакля. В гипертрофированном виде, гигантского размера, с живой, воплотившейся в «реальную» Анюту Анной. Этот орден, как и затейливые провинциальные интерьеры, и безыскусные среднерусские пейзажи создала Белла Маневич (1922– 2002), известный петербургский художник, работавший преимущественно в кино. К тому моменту, когда А. Белинский пригласил её в команду постановщиков телебалета, у неё в активе были десятки фильмов, в том числе и снятых по произведениям Чехова. Как правило, она работала в тандеме с мужем, Исааком Капланом. Случай «Анюты» стал исключением и первым опытом работы над экранным, а затем и перенесённым на сцену балетом.
Подробная разработка характеров персонажей, их индивидуальный хореографический язык, придуманный В. Васильевым, нашёл адекватное воплощение как в простоте, лиризме, стремительности и одновременно глубине музыки «современного Мусоргского» Гаврилина (определение Г. Свиридова), так и в костюмах и сценографии, созданных Маневич.
«Анюта» обошла сцены множества городов России (и не только). После ухода из жизни Б. Маневич в постановочную команду балета вступил художник Виктор Вольский, который, бережно сохранив дух оригинала, вписал в оформление спектакля свои «буквы» и «фразы». Немаловажную лепту в создание облика постановки теперь вносят и видеопроекции (Алексей Хорошев).
За те десятилетия, что балет шел на сцене Большого театра, он познакомил публику с великолепным сонмом Анют, Сиятельств, Модестов и Петров Леонтьевичей. Спектакль был искренне любим не только зрителями, но и артистами, всегда охотно вводившимися в него.
Удобный способ оплаты
Оформляя заказ, вы можете выбрать тип оплаты: наличный, по картe
Быстрая доставка курьером
Просто укажите место, дату и время доставки. Наши курьеры доставят всё в срок.
Помощь и консультация
Просто позвоните нам с 10:00 до 19:00, и мы будем рады Вам помочь!
Безопасность данных
Приобретая у нас билеты, Вы можете не волноваться за конфидециальность данных!